Вопрос-ответ
07.04.2020
07.04.2020

 Появился, точнее, обновился некий посыл. Якобы с экономической точки зрения объединение республики с соседними регионами несет существенный плюс всем их компонентам. В чем они? Якобы сложение потенциалов приведет к невиданному всплеску развития.

Давайте посмотрим. Получается, что сложение потенциалов ведет к появлению несомненно большего, но все-же того-же потенциала.. Если не учитывать такие эфемерные вещи, как национальная культура, бурятский язык, и, вообще, национальную идентичность, то выиграет от этого слияния только буряты в силу своей, скажем так, большей пассионарности и отсутствием конкуренции в своей нише рынка. Что касается остальных жителей, то слияние с Иркутском, и, тем более, Читой, не несет ничего хорошего, будет плюсоваться некий "потенциал", которым воспользуется горстка "умелых", а нищета будет удвоена и утроена, и будет плодить нищету в укрупненном варианте.

Некто думает, что укрупненным регионом проще управлять. Отнюдь. Мировой опыт показывает, что чем крупнее административная единица, тем труднее ею администрировать. Да и стричь купоны проще только на первый взгляд. Гарантированный объём дивидендов есть тогда, когда все яйца не сложены в одну корзину.

До сих пор считалось, что укрупнение выгодно в том случае, если это присоединение, т.е. если Иркутск и Чита присоединятся к Бурятии, все налоги будут стекаться суда.

Предыдущие укрупнения(ликвидация бурятских округов) привело к тому, что человеческий ресурс вырос именно в Улан-Удэ. Округа выдаиваются, высасываются Иркутском и Читой.

Выводы?

 Антиколониализм и обратная ассимиляция. Вплоть до середины 20 века можно говорить о колониализме, о борьбе европейских держав за колонии, как территорий, обеспечивающих метрополии богатством. С середины этого века мы, уже, говорим об антиколониализме. К 1970-80 годам, а в большинстве после Второй мировой войны бывшие колонии обрели независимость. Это констатация фактов. А что же в процессе? Что получим в результате?

Есть такой термин – ассимиляция: характеристика процесса, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Наиболее широкое применение этот термин приобрел для характеристики межэтнических процессов, проявляющихся в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшимся этносам, оказавшись в тесном контакте с другим народом или в его среде (дисперсно расселенные этносы, например, в России — карелы, мордва и др.), воспринимают его язык, культуру, обычаи. В последующих поколениях происходит полная смена национальной самоидентификации (причисление себя к данному народу).

До 20 века этот процесс происходил в отношении колонизируемых народов. В начале освоения европейцами новых земель мы видим обратный процесс, обратную ассимиляцию, т.е. редкие вновь прибывшие новопоселенцы, в силу их малочисленности, воспринимали традиции, в том числе, язык аборигенного населения. Затем, когда колонизаторов становилось больше и их, навыки по подчинению росли, ассимиляция поменяла полярность. Что мы видим сейчас? Народы некогда «окультуренные» европейцами, почувствовавшие вкус потребительского общества ринулись в метрополии, не желая уже добывать себе средств к существованию по обычаям предков. Перед процессом колонизации, идет процесс освоения, когда «первопроходцы» осваивали новые земли, во многом, приспосабливаясь к местным традиция, этот процесс мы сейчас видим, но уже в Европе. Франция и Германия сегодня подвергаются мощному этническому и ментарному влиянию. Америка, особенно Латинская переваривает это в своем котле…

Что в России? Как ни странно, Россией всегда управляли представители не коренного населения, это видно еще с освоения «коренной России» славянскими захватчиками, навязав местному населению свой язык, а затем и несвойственную ему религию, воспринимали сей народ как захваченный, соответственно к нему относясь. Русью управляли варяги, татары, немцы, грузин. Только в середине 19 века было упразднено рабство. К этому времени, за полтора тысячелетия, естественно, население почти утеряло свои корни, уже стало славянским по языку и по духу.

А Бурятия? До 20 века пришлое население почти полностью воспринимало местные традиции, в том числе, язык и вид хозяйствования. Сначала, вновь прибывшие пытались использовать свой прежний опыт, и так каждый раз, когда приходили новые партии ссыльных и переселенцев. Но суровая природа края буквально через поколение заставляло принять свои условия. Зерновое производство с берегов Волги и огородное хозяйство с берегов Хуанхэ вновь и вновь терпит крах.

 

 

 

Список сообщений по тегам

08.04.2020
08.04.2020
( Род Бадархан О нем известно лишь то, что он входит в число коренных хонгодорских родов долины Тунки По одним сведениям он состоит из двух подразделений шара бадархан и хара бадархан желтые и черные бадарханы, по другим из трех поколений е с добавлением к названным выше этноделениям ответвление шуртэхэ Род бадархан занимает, в основном, урочище Хоймор Есть поселенцы в Хойтоголе Род Хурхуд Хурхууд Хурхуд был старшим из трех сыновей Чингис-хана от первой жены Двух других звали Хонгодор и Булагат О нем говорили Хээрэhээ олдоhон Хурхуд в степи найденный Хурхуд Представители рода компактно п, в том числе ГНПотанина и НИЗатапляева, хурхуды составляют неотъемлемую часть хонгодоров как Алари, так и Тунки Противоположной точки зрения по данному вопросупридерживается СПБалдаев, относящий их к булагатам Род Донгойд Предки донгойд яhан пришли в Тунку из Монголии Сейчас донгойдцев, как целостного рода, среди хонгодоров нет Они почти полностью исчезли А произошло это по следующей причине Однажды переезжая на новое место, донгойдцы оставили в лесу одинокую немощную старуху-шаманку Они бросили ее без пищи, теплой одежды, лишив ее всякой надежды на выживание К ее счастью, во время обычной охоты набрели на старуху двое хонгодорцев, которые помогли ей всем, чем могли поделиться Благодарная шаманка на прощание пожелала хонгодорцам всяческих благ и произнесла благопожелание реэл Долоон зуу хрэhэн донгойд долоондоо орог, хоерхон ябаhан хонгоодор хоер мянгандаа хрэг Пусть из семисот донгойдцев остануться в живых семеро, а их двух хонгодорцев размножится двухтысячное потомство Предсказание старухи сбылось хонгодорцев со временем стало так много, что они заселили всю долину Тунки, а донгойдцев, напротив, осталось так мало, что едва ли теперь встретишь их в этих местах Другой вариант генеалогической легенды, сообщенный ЛГБудаевым в улусе Тагархай, принципиально не отличается от изложенного В нем приводятся лишь некоторые дополнительные штрихи 1 старуха шаманка была незрячая, 2 ее по голову зарыли в землю, 3 охотников-хонгодорцев было не два человека, а двадцать, 4 охотники не только поделились запасами продуктов, но и специально для этой цели закололи коня Следует заметить, что в легенде, несомненно, слышатся глухие отголоски былой борьбы матриархата с патриархатом, победы последнего над первым Изгнание из коллектива старухи-шаманки, выполняющей роль жрицы и матроны рода, свидетельствуют о громадном социальном сдвиге, происшедшем внутри первобытного общества По-видимому, легенда о роде донгойд имеет весьма значительную древность Сагаан род Саган, Сагаантан О генезисе рода сагаан у тункинских знатоков старины нет единого подхода Так, по данным одного из них, лет 250-300 лет тому назад из Монголии пришли в Тунку двое братьев, которых звали Эреэн Пестрый и Сагаан Белый От Эреэна пошло потомство, получившее название эреэнтэн, а от Сагана сагаантан Представители первого ответвления живут в сКырен, второго в сТагархай Однако наши поиски эреэнтэнов в Кырене и других улусах успехом не увенчались и потому включение их в список хонгодорских подразделений было бы преждевременным Это чем очевиднее, что по предположению другого рассказчика, среди тункинскх бурят никогда не было подобного этноделения А существующий род сагаан или сагаантан вовсе не связан своим происхождением с антропоморфным предком, но с белой птицей саган шубуун, телебедем При этом прямо указывается, что сагаантан сагаан шубуунhаа тараhан сагановцы от белой птицы-лебедя произошли Таким образом, становится ясно, что тотемным животным у них был лебедь, как и впрочем, и у хоринцев, возводящих свое начало к хон или хун шубуун белой лебедице Общность происхождения рода сагаан Тунки с племени хори Забайкалья заставляет высказать в качестве гипотезы предположение а не являются ли тунинсие сагаантан осколком большого рода сагаан, входящего в число основных родов хори-бурят Если это так, то они должны быть отнесены к пришлым в Тунке этничесим группам, не связанным с племенем хонгодор Мондэ род Мондэ Десять поколений тому назад в Тунке жил некто Суусар Шуунди, имевший 4 сыновей Звали их Хульшай, Марга, Мондэ, Мэнтир Они положили начало четырем родственным костям, носящим имена своих первопредов Потомки Хульшая, стало быть, хульшайтан хульшэ яhан, якобы, живут в Монголии Магатан марга яhан в Хурай-Хобоке, мондээтэн мондэ яhан и мэнтиртэн мэнтир яhан в Тагархае Параллельной версии, принадлежащей ДООшорову и ЖЛ Дарбалаеву, Мондэ был вторым сыном легендарного Айшха Мэргэна, матерью которого считалась знаменитая шаманка Галдан хатан-тээбии Они утверждают, что среди тункинских бурят известны тольо представители мондэ яhан, те мондээтэн Наличие других указанных выше групп ими отрицается Местом обитания рода мондэ они полагают улусы Галбай и Хура-Хобок Род hойhо hойбо, Хойбот, Хойхо Он входил в число крупнейших родов тункинских бурят В составе первого и второго номерных оттоков состовлял Харбятскую инородную управу В настоящее время люди этого рода сосредоточены в улусах Хужир, Могой-Горхон, Харбяты, Нуган, Кырен, а также проживают в Закамне Судя по этнониму и отсутствию обычных для бурятских родов и племен генеологических данных, едва ли он является исконным компонентом бурятского эпоса Скорее всего, это обурятившиеся остатки могущественных средневековых уйгуров, известных китайцам как ойхор или хойху по-бурятски хойхо или hойhо Род буруутхан По бытующей традиции, буруутханы бежали из Монголии в период смут Бошогто хана и войн Сайн хана Приехали в Тунку верхом на дойной корове, за которой следовал теленок по второму году буру Это обстоятельство послужило причиной возникновения поговорки Буруутай неэндэ hундалдажа ерэhэн буруутхатан на корове с телком приехавшие бурутханы Далее сообщается что бурутханы являются ответвлением рода, Могой-Горхрн и Кырен Другие данные говорят о том, что предки рода бурутхан были изгнаны из своего рода из-за нарушения норм обычного права Мужчины и женщины, будучи двоюродными братом и сестрой, вступили в брачные отношения между собой, за что были подвергнуты унизительному изгнанию на дойной корове Если бурутханы действительно являются частью рода hойhо, а последнее уйгурами, то они также могут оказаться обурятившимися тюрками В пользу подобного предположения, возможно, свидетельствует и то, что среди современных узбеков, тюрков числится племя бурут, очень напоминающее своим именем этноним тункинского рода бурутхан )
05.04.2020
05.04.2020
( Во время становления государства Тэмужина эхиритыикиресы кочевали по Керулену Но прародиной эхиритов было побережье озера Байкал, поскольку произошли они от пестрого налима и прибрежной байкальской щели Это единственное бурятское племя, которое почитает Байкал, как свою праматерь У хори и хонгодоров праматерь - лебедь, которая купалась в водах Байкала У булагатов - молодой бык, который пасся между Саяном и Байкалом У баргутов - родина баргузинская долина, те все буряты испокон связаны с Байкалом и считают его своей колыбелью, но только эхириты почитают Байкал как праматерьКогда Тэмужин собрал вокруг себя народ, в основном, молодежь, не взирая на их племенное происхождение, тем самым ломая сложившиеся издревле традиции, к тому же, наделяя властными полномочиями не взирая на происхождение, тем самым ломая и традицию беспрекословного подчинения старшим, в степи это не могло не вызвать противодействия Поборником традиций выступил анда Тэмужина Жамуха Жамухе удалось собрать вокруг себя в два-три раза больше людей, чем Чингихану, которые провозгласили его Гурханом всех монголов Таким образом, в бурятских степях образовалось два могучих государства государство монголов Чингисхана и государство монголов Гурхана 20 лет шла война между бурятскими государствами, в которую оказались втянуты все монголы Поборники традиций воевали с ниспровергателями традиций Это интересная и большая тема, которую надо вывести в отдельный постБольшинство икиресов, как и всех остальных племен, состояли под началом Жамухи Поборники старины теснили молодежь и, казалось, Чингисхану не выжить В ключевой момент, когда войска Гурхана скрытно подошли к лагерю Чингисхана и готовились уже внезапно напасть, к ничего не подозревающему Тэмужину перебежали Мулхе-Татаха и Боролдай и предупредили о нападенииПочему икиресы воспрепятствовали уничтожению Тэмужина Потому, что он был близким родственником Были и другие причины, кроившиеся в личности его брата-врага Жамухи, но об этом потом Рассвирипев от такого предательства Жамуха живьем сварил 70 молодых сайтов икиресов в котлахКогда же, в конце концов, Чингисхан победил, он всех монголов разделил на десятки, сотни, тысячи и тумэны, кроме икиресов, которых его потомки отпустили на западный берег Байкала, на ПрародинуКстати говоря, именно эхириты назвали русских мангутами Поскольку два брата Ород и Мангут, не только бесстрашные в бою, но и бескомпромисные в мирной жизни, были главными притеснителями икиресов после поражения в войне Жамухи с Тэмужином Персонаж Мангад ахай самый кровожадный в бурятских легендахВойска Орода и Мангута в последствии ушли в западный поход И когда с Запада пришел народ с именем Ород, для бурят эти два имени были неразделимы, русские получили и имя старшего брата Мангута, и до сих пор с гордостью носят имена этих братьев )